вторник, 13 ноября 2012 г.

Arena - Visitor



Arena - Visitor, 1998

Думается что, «Visitor» -  лучшее, что сделал Нолан      и сотоварищи. «Visitor» - это концентрат из всех ареновских достоинств и недостатков. Если вы слушали «Visitor», то на мой взгляд можно ничего больше у «Arena» и не слушать, только если вы не являетесь глубоким фанатом этой группы. Перед нами, однозначно, очень взрослая концептуальная работа, не поверхностная и не легковесная, хотя то, что она концептуальная еще ни о чем не говорит, ибо концепция тоже может быть провальной. Музыка очень эмоциональная, и прежде всего, красивая и атмосферная, в традициях интеллигентного британского нео-прога, она пробуждает задумчивость там, где это нужно, а дискомфорт и тревогу там, где это необходимо, поскольку часто играет на контрасте - мрачные риффы и легкий акустический проигрыш, тревожные крадущиеся клавишные вступления и пинкфлойдо \мариллионо\кэмело подобные инструменталы, только более минорные, и чуть более прямолинейно-металлизированные. Но чувствуется, что каждый трек подчинён идее, потому все отделано очень скрупулёзно, музыка не идет сама по себе, если соло не нужно для конкретного развития истории или эмоционального знака - соло не играется. Огромный плюс: на альбоме все в меру. Вокалист Райтсон, умеющий источать пафос и страдания, крепко держит себя в руках, не обнажая отсутствие вокального диапазона, умело показывает наличие актерского таланта, эпики очень интеллигентны, гитарные соло Митчелла играют  музыку, а не спасают мир. Некая "пошловатость" замечена только в двух основных ингредиентах группы - Пойнтере и Нолане, но это уже неизбежно и об этом чуть позже.
Что касается концепции, то фактически «Visitor» - один из эталонных экземпляров. Что сделал Нолан? Он выцедил одну из центральных тем классического арт-рока,  а позже и нео-прогрессива,  - тему рефлексирующего человека. Никакой экзальтированной печали и грусти, никаких эльфов и волшебных стран. Рефлексия, жёсткие обстоятельства, в которых человек, разрываемый противоречиями, находится в пограничном состоянии между жизнью и смертью. Весь этот набор Нолан обернул в форму выразительной истории, в которой все складывается в пазл и образует прекрасный альбом, несмотря на недостатки самой группы и клише жанра.
Недостатки же альбома поселились в самих музыкантах и, как мне кажется, их самомнению. Клайв Нолан, бесспорно, технически подкованный клавишник, а как композитор он хорошо чувствует гармонию, "правильную" мелодию и как с ней не переборщить. Но все, что он делает в отношении реализации этих идей:  клавишных партий и подхода к игре  - это всегда одинаково. Он играет слишком механистично,  играет только "так и вот так" и по-другому не умеет. Он использует одни и те же приемы, одни и те же зачастую дешевые тембры, одни и те же аранжировочные ходы из альбома в альбом. На определенном этапе всё это кажется особой творческой манерой или исполнительским подчерком. Но этап проходит, а дальше закрадывается сомнение в наличии развития и прогресса в голове и руках. Поэтому, даже когда Нолан наличествует в любых сторонних сайд проектах, своих и чужих - его слышно сразу. Но вот всегда ли это хорошо? Что касается Мика Пойнтера, то кроме его организаторской заслуги и номинального  участия в написании песен других заслуг я не вижу. Он был уволен из «Marillion», потому что он был плохим барабанщиком. Ничего не изменилось. На альбоме это все тот же скомпрессированный звук, ограниченные технические приемы, а на концертах неритмичная, хрупкая и однообразная игра. Так что, если слушать «Visitor», но не слушать все остальное, то музыканты хороши. Но только в рамках, данного альбома. Ну, может быть, в определенных  кусочках двух-трёх последующих релизов.
Однако я рекомендую закрыть глаза на последний абзац, или не поверить мне на слово. А затем, забыв про всяческие термины «прогрессив» и «прогресс», просто послушать, что нам говорит музыка.  Я так и делаю. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий